Назад к списку

Брокерская компания | История, роль в экономике 

Брокерские компании появились в России сравнительно недавно, в начале 90-х годов XX века. Их появление было связано с зарождением в нашей стране рынка ценных бумаг, которого не существовало в советское время. Особенно бурное развитие фондовый рынок получил после ваучерной приватизации 90-х. 

Именно оттуда ведут свою историю такие компании, как «Лукойл» и «Норильский никель». Появление брокерских компаний стало велением времени, так как для обращения акций новых компаний требовалось проведение сделок с ними. 


Брокерские и инвестиционные компании

В начале 90-х гг. российские компании делились на брокерские и инвестиционные. Основное отличие между ними состояло в размере собственного капитала и количестве лицензий. Постепенно различия между брокерскими и инвестиционными компаниями стерлись, так как требования к компаниям со стороны регулятора стали существенно выше. Поэтому к настоящему времени смогли выжить только сильнейшие.

Крупнейшие брокерские компании сегодня являются уже банковскими структурами, поскольку имеют всвоем составе расчетные банки. Такое развитие событий стало наглядным примером усиления конкуренции на финансовом рынке, что в итоге привело к улучшению качества оказываемых услуг. 

Сегодня брокерские компании предоставляют своим клиентам доступ к биржевым торгам, а также к различным финансовым активам, как на российских, так и на зарубежных торговых площадках. Принимать участие в торгах на бирже могут только профессиональные участники фондового рынка, имеющие лицензию и являющиеся членами биржи. 

Согласно законодательству, физическое лицоне может быть членом биржи, поэтому на бирже работают только брокеры. Стоит отметить, что российские компании достигли высокого профессионального уровня и сегодня на равных конкурируют с иностранными брокерами, а по ряду показателей опережают их. 


Услуги брокерских компаний

Предоставление услуг на фондовом рынке является непростой задачей, так как необходимо подстраиваться под каждого клиента и при этом оперативно реагировать на изменение информационных технологий и фондового рынка в целом. 

В настоящее время клиент брокера может совершать сделки с разными активами, с российскими акциями, валютой, сырьевыми товарами, долговыми инструментами, а также с производными финансовыми инструментами. 

Брокеры при этом на первый план ставят подготовку своих клиентов к работе на биржевых площадках, так как они заинтересованы только в результативной работе клиентов. 

Для повышения своей квалификации клиенты обращаются в учебные центры, созданные при брокерских компаниях, где их преподавателями являются успешно практикующие трейдеры и управляющие. 

В России финансовая грамотность рядовых граждан постепенно повышается, но до уровня экономически развитых стран россиянам пока далеко. К примеру, около 80 % американцев инвестируют свои сбережения на фондовом рынке. В России данный показатель сегодня на порядок ниже. В первую очередь это связано с тем, что российский фондовый рынок еще молодой, тогда как в тех же США любой таксист скажет вам, сколько стоят акции Coca-Cola или Microsoft. 

Брокер в экономике

Брокерские компании помогают функционировать финансовой системе в стране. При этом фондовая биржа способствует перераспределению финансовых ресурсов в российской экономике, а также выполняет функцию консолидации активов. Стоит отметить, что российская экономика считается развивающейся, поэтому в ней пока имеются недостатки.

Вместе с тем, фондовый рынок остается надежным независимым барометром состояния экономики России. 

Развитие фондового рынка во всех странах связано с привлечением сбережений населения. В России фондовый рынок находится на этапе становления, поэтому брокерским компаниям приходится проводить, помимо учебы, еще и курсы по информационной грамотности. И это при том, что большинство россиян регулярно пользуются услугами таких компаний, как «Лукойл», «Яндекс», «Сбербанк» или«Дикси». 

Как уже отмечалось выше, по мере становления фондового рынка надежность брокерских компаний возрастала, так как к компаниям со стороны регулятора предъявлялись высокие требования, в том числе к их финансовой устойчивости. И сегодня услуги крупных брокерских компаний различаются в зависимости от индивидуальных пожеланий клиента и степени допустимого риска. 

  • Консервативным клиентам предлагаются депозиты по конкурентным ставкам. 
  • У активных клиентов есть возможность открытия позиций по акциям, валютам, сырьевым товарам. 

Стоит отметить, что приоритет клиентов меняется в зависимости от состояния рынка, в связи с чем брокерским компаниям приходится подстраиваться под предпочтения участников. 

Изменение российского рынка

К примеру, с 2000 годапо 2007 год российский рынок уверенно повышался, поэтому клиентами был особенно востребован рынок российских акций. В данныйпериод пользовательские и аналитические продукты брокерских компаний в основном были ориентированы на российский рынок. В период с 2011 года по 2014 год российский рынок находилсяв боковом тренде, при этом наблюдались существенные колебания рубля, а западные рынки росли. 

В данный период предпочтения клиентов сместились в сторону валюты и западных рынков. 

В этом контексте можно говорить о том, что рынок всегда будет меняться за счет перераспределения мировых финансовых потоков. В подобной ситуации современная брокерская компания должна быть готова к оказанию дополнительных услуг своим клиентам. Задача брокерской компании состоит в том, чтобы создать клиенту комфортные условия для работы на фондовом рынке с учетом его предпочтений. Для этого брокерская компания располагает отделом клиентской поддержки, аналитическим отделом, информационно-техническим отделом. 


Рекомендуемые статьи

Выход компании на IPO | Преимущества и недостатки

6 отличий акций от облигаций

Формирование портфеля ценных бумаг: 2 теории

Какие акции покупать в 2018 году?