Назад к списку

Выход компании на IPO | Преимущества и недостатки

Одна из главных задач фондового рынка состоит в том, чтобы способствовать развитию экономики, позволяя предприятиям привлекать дополнительные финансовые ресурсы и перераспределять эти ресурсы между всеми субъектами экономики. 

Разумеется, рынок ценных бумаг не единственный источник привлечения инвестиций. Но привлечение капитала для развития компаний с помощью размещения собственных ценных бумаг на первичном рынке ценных бумаг часто обладает заметными преимуществами по сравнению с другими способами. 



Преимущества (IPO)

1. Основанным преимуществом размещения акций компании на бирже является отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Вместо того чтобы брать кредит, владельцы, по сути, продают небольшую долю компании в виде акций сторонним инвесторам. Инвесторы же покупают акции ради возможного дохода от роста стоимости компании и получения части прибыли эмитента в виде дивидендов. 


2. Чтобы размещение акций прошло успешно, компания проводит политику открытости, что повышает ее репутацию. Повышение репутации имеет и вполне конкретную экономическую составляющую – привлечение капитала в дальнейшем происходит на более выгодных условиях. 

Перед размещением акций компания проводит роуд-шоу (англ.Road Show – дорожное шоу). 

Оно заключается во встречах с потенциальными инвесторам и аналитиками для обсуждения вопросов,касающихся развития компании. 

Успешное проведение роуд-шоу является неплохим способом привлечь к себе внимание не только будущих акционеров, но и СМИ. Кроме того, в ходе роуд-шоу формируется книга заявок на покупку выпускаемых акций, по которой компания может косвенно судить об успехе предстоящего IPO. 


Недостатки IPO

  • 1. К недостаткам привлечения инвестиций через выпуск акций следует отнести необходимость раскрытия информации о компании, чем могут воспользоваться конкуренты. 

  • 2. Кроме того, IPO сопряжено с временными потерями и значительными материальными вложениями. Существуют также требования к величине капитала,поэтому небольшие компании зачастую не могут выходить на фондовый рынок. 

  • 3. Существенным недостатком является и неразвитость отечественного фондового рынка – часто в фокусе внимания инвесторов находятся исключительно крупные компании, тогда как наменее крупные бизнес структуры, только выходящие на биржевые торги, они не обращают внимания. 
  • 4. Главным же недостатком является то, что фондовый рынок посвоей природе является цикличным – притоки капитала чередуются с оттоками. Поэтому компании бывает трудно рассчитать выгодное время для проведения размещения. Если оно придется на время оттока капитала и снижения фондового рынка, интерес к новым акциям у инвесторов будет невелик. В такие периоды размещения проходят неудачно – инвесторы предпочитают вкладывать деньги в активы «с историей». 

5. На деятельность компании, уже вышедшей на фондовый рынок, оказывает влияние и поведение акционеров. 
Бывают случаи, когда всего один держатель акции может создать проблемы, особенно если он связан с конкурентами. Часто держатели акций незаинтересованы в долгосрочном развитии компании и пытаются выкачать из нее всю возможную прибыль в самые короткие сроки. К счастью, такие случаи единичны, потому что акционеры понимают: в перспективе их прибыль превысит сиюминутную выгоду. 

  • 6. Недостатком является и то, что интерес инвесторов, как правило, сфокусирован на определенных «модных» отраслях. К примеру, когда фондовый рынок в России только складывался, среди инвесторов были популярны акции предприятий топливно-энергетического комплекса, затем их интерес сместился в банковский сектор. Компании «модных» отраслей активно освещаются аналитиками, и инвестору не приходится долго искать дополнительную информациюпо ним. 
  • Тяжелее обстоят дела, если компания относится к отраслям, которые не на слуху. В этом случае компании, для того чтобы привлечь к себе внимание инвесторов, приходится прикладывать дополнительные усилия, например, увеличивать расходы на информационную поддержку. 

Где провести IPO?

  • Компании могут производить IPO как в России, так и за рубежом (чаще всего на фондовых площадках США, реже – Азии). 
  • Размещение в России более выгодно, но из-за неразвитости фондового рынка крупным компаниям сложно привлечь достаточное количество инвесторов. Размещение за рубежом более престижно. 
  • Посленего компании могут рассчитывать на повышение международного рейтинга, что улучшает условия новых заимствований. Но сначала компаниям необходимо заплатить организаторам размещениями и их услуги недешевы. 
  • Предприятия при выходе на фондовую биржу решают свои задачи, но и инвесторы в накладе не остаются. Но даже если инвестор скептически относится к вложениям своих средств в акции, фондовый рынок и успехи размещения являются прекрасными барометрами перспектив экономики, что пригодится при составлении личных финансовых планов. 

Часто бывает так, что темпы экономического роста снижаются, но при этом фондовый рынок необъяснимо растет. Это означает, что инвесторы уверены в выздоровлении экономики и не боятся вкладывать деньги в акции. В большинстве случаев «барометр перспектив экономики» не обманывает. 

Компаниям фондовый рынок нужен, чтобы получать необходимый капитал для развития.

Рекомендуемые статьи

 6 отличий акций от облигаций

Как посчитать проценты по вкладу?

Что такое краудфандинг простыми словами?

Способы привлечения денег в бизнес